19 Сентября 2018

"НЕТ" - насилию среди детей

"НЕТ" - насилию среди детей

Дети: насилие среди сверстников С началом «взрослой», школьной жизни нередко связано одно из самых страшных по своим последствиям явлений – насилие детей по отношению друг к другу. Не нужно думать, что такое явление возникает только в среде неблагополучных детей, это не так. Проявителем насилия может быть любой ребенок, независимо от статуса его семьи. Не секрет, что объектом для насмешек, травли, побоев зачастую становится человек, в чем-то отличающийся от окружения. Отличия могут выражаться как во внешности, так и в манере поведения, в физиологических особенностях (например, ребенок, который плохо видит или слышит, больной ДЦП и др.). Как ни прискорбно, пережитая ребенком травля (физическое насилие, эмоциональное) нередко оставляет след в его душе на всю жизнь. Что же считать насилием? Сложно выделить четкие разновидности этого явления потому, что часто имеют место разнообразные сочетания: избиения и унижения, порча имущества, шантаж, бойкот. Вовремя обратив внимание на состояние ребенка, можно выявить, подвергается ли он(а) насилию со стороны сверстников. Итак, следует насторожиться, если ребенок: - стал замкнутым (или более замкнутым, нежели обычно); - прячет (маскирует) следы побоев: синяки, царапины; - категорически не обсуждает, как прошел его день; - если у ребенка нет друзей; - если личные вещи часто портятся (рвутся, ломаются, теряются); - если вдруг у ребенка «ниоткуда» возникает нужда в деньгах и он не объясняет, на что именно эти деньги нужны; - часто находится в подавленном состоянии; - проявляет суицидальные наклонности. Немаловажную роль в выявлении насилия играет школа. Педагог, вовремя обратив внимание на нездоровое, антагонистическое отношение к какому-либо ребенку, обязан не только сообщить об этом родителям всех участников события, но и постараться исправить ситуацию всеми возможными способами. На практике так бывает не всегда, родители пострадавшего ребенка в лучшем случае узнают о ситуации от посторонних людей, а то и не имеют представления о травле их ребенка вовсе. Преодолеть агрессию сверстников, решить ситуацию не всегда просто. Для этого необходимо понимать, чем именно ребенок обратил на себя негативное внимание, какие его поступки, качества или особенности окружение не приняло. Понятно, что в насилии виноват зачинщик, но без выявления «поводов» насилия, его не остановить. Многообразие «зацепок» может шокировать своим диапазоном: от тяги к знаниям до физиологических особенностей, от материального состояния до фасона одежды – агрессор в любом случае найдет причину «зацепиться» за того, кто, по его мнению, в чем-то не такой, как все (хуже других или же достоин «наказания»). Поэтому главный вопрос насилия звучит не «почему человека обидели», а «в чем проблема обидчика». Насилия без причин не бывает, всегда есть предпосылки, формирующие психологию тирании. От обстановки в семье, моделей поведения родителей, способов воспитания зависит львиная доля тех качеств, которые агрессор понесет во внешний мир. От желания считаться сильным, смелым до получения приятных эмоций при виде чужого страдания (физического, психологического), от желания «заработать авторитет» до желания получить чужие деньги или вещи – диапазон причин насилия огромен, а сам человек, тяготеющий к проявлению насилия, нуждается, как минимум, в специализированной помощи. Что делать, если ваш ребенок подвергся насилию? Во-первых, оказать ему всю возможную помощь (медицинскую, психологическую). Во-вторых, выявить обидчика. Попытаться решить ситуацию путем переговоров с его родителями (иными законными представителями). В нашей стране существуют комиссии по делам несовершеннолетних, куда тоже можно обратиться. Стоит иметь в виду, что для некоторых видов насилия уголовный кодекс РФ предусматривает меры наказания (например, нанесение телесных повреждений, доведение до самоубийства, угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью). Привлекать полицию в отдельных случаях просто необходимо. Здесь же отметим недопустимость «побега» от агрессора – смена школы или места жительства не может служить гарантией того, что с ребенком не повторится травмирующая ситуация. Что делать, если ваш ребенок стремится проявлять насилие? Во-первых, обратиться за помощью к специалистам (психолог, психотерапевт), чтобы выявить причины такого поведения. Во-вторых, проанализировать, какие именно модели поведения вы показываете ребенку в качестве примера для подражания. В-третьих, обратить особое внимание на то окружение, в котором ваш ребенок вращается (например, часто от компании зависит поведение ребенка). И, конечно, нужно понимать, что неразрешимых ситуаций не бывает. Действуя во многих направлениях, от простого разговора до психологической помощи, от разъяснения ответственности (административной, уголовной) до медицинского вмешательства (медикаментозной коррекции поведенческих расстройств), вполне реально изменить способ взаимодействия ребенка с окружающим миром, показать ему путь без насилия, без агрессии. Научить ребенка толерантности по отношению к любому из людей, научить видеть и уважать в первую очередь личность, характер, а не характеристики тела или материального достатка - большой шаг на пути становления гармоничного человека.




1 / 0